Гороскоп Совместимость Календарь зачатия
Вещи Дети Работы Разное Усыновление Финансы Хозяйство
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
29.09.15

Чувство стыда и вины в воспитании ребенка

Чувство стыда (отвращение к себе), как и чувство презрения (отвращение к другому) – это врожденныеэмоции, которыми обладает каждый человек. Эти эмоции по мере развития, приводят ребенка к пониманию важности взаимоотношений между людьми, понятию добра.
Чувство вины более сложная эмоция, которая возникла и развивалась в процессе семейных взаимоотношений. И, тем не менее, и то, и другое чувство имеет большое знание в процессе построения взаимоотношений с другими людьми.
Сначала это отношения между ребенком и родителями, потом между ребенком и другими окружающими его людьми. Чувство стыда, как и любое другое чувство, возникает по какой-то причине и мотивирует к какому-то определённому виду поведения. Стыд мотивирует спрятаться и скрыться. Каждый хотя бы раз испытывал это чувство – желание со стыда провалиться сквозь землю, закрыться, спрятаться, убежать подальше и больше не показываться на глаза этим людям. Стыд - социальное чувство. Стыд является частью морально-этического комплекса, и его появления у ребенка можно ожидать не раньше, чем минует кризис трёх лет. Стыд возникает сам по себе. Чтобы человеку было стыдно в «положенных» для этого ситуациях, родителям не надо его этому специально учить. Не надо учить детей стыдиться. Если вы расскажете им о морально-этических нормах, принятым в вашем обществе, воспитаете чувство собственного достоинства и самоуважения, стыдиться в неловких ситуациях, избегать их или исправлять последствия он научится сам.

В развитии моего ребенка был период, когда дочь, не зная, как выразить свои чувства, выдавала повышенную капризность и агрессию. Оказалось, надо было всего лишь научить ее проявлять эмоции, рассказать о том, что человек может чувствовать и как это можно показывать. Опыта не было, помогла интуиция и игры. А на днях я наткнулась на отличную статью - одна мама собрала подборку собственных идей о том, как объяснять ребенку, что такое чувства и как с ними жить. Материал на английском языке, если нужны подробности, можно воспользоваться он-лайн переводчиками, однако, по фотографиям базовые направления понятны. На карточки наклеены человеческие лица, выражающие различные эмоции - ребенка можно просить сортировать их, задавать вопросы, обыгрывать ситуации, рассказывать сказки, придумывать те или иные сюжетные моменты.

Еще один игровой блок - обыкновенные воздушные шарики, наполненные тестом для лепки или крупами-крахмалом: простейшая игрушка, на которой можно нарисовать улыбающуюся мордочку, грустное личико, удивленную физиономию.

Решившимся развестись родителям придется приготовиться не только к собственным переживаниям, но и детским эмоциям. Причем, если взрослые могут контролировать свои чувства, то стравиться с ними малышу иногда не под силу. Отсюда и нервные срывы, и нарушения физического состояния, всевозможные недомогания и даже серьезные заболевания.

Проявление эмоций может быть непредсказуемым. От бурной радости до гнева или истерики. Готовиться необходимо ко всему.

Так что же может испытать малыш:

  • Печаль от осознания, что семьи больше нет; сожаление, что теперь жизнь будет складываться по-другому;
  • дети и развод Стыд перед ровесниками;
  • Гнев на одного из родителей. На маму, которая не смогла оставить отца, а на последнего, потому что не достоин уважения;
  • Гнев на обоих родителей, которые, по мнению малыша, рушат его привычный мир;
  • Страх из-за грядущей неизвестности. Иногда малыш сам не в силах объяснить причину состояния, испытывая неконтролируемую боязнь чего-то плохого;
  • Плач и истерические состояния могут красноречиво выражать остроту психологического состояния малыша. Вот только за плачущего ребенка переживать можно меньше, нежели за молчащего в уголке малыша. Бурное выражение чувств говорит о более эластичной психике, которая легче стравляется со стрессом.
  • Радость от окончания периода бесконечных склок, придирок и скандалов которыми сопровождалась ситуация перед разводом.

И именно это - куда сильнее, чем факт отсутствия второго родителя - влияет на последующую жизнь. Так формируются сценарии «я не достоин ничего хорошего» и «я не заслуживаю быть любимым», «я всегда все делаю не так». Ребенок вырастает либо с заниженной самооценкой, либо напротив - агрессивным и всегда стремящимся добиться своего несмотря ни на что (потому что только так можно заслужить мифическую любовь).

Не настраивайте ребенка против отца

Чаще всего, когда отец навсегда (или надолго) исчезает с горизонта, под этой «пропажей» лежат весьма нелицеприятные истории и факты. И у женщины - часто вполне справедливо - остается много накопленной обиды и агрессии в адрес отца. Но прежде, чем высказывать ребенку все, что вы думаете о его папе, вспомните, что, если бы не он, у вас бы не было этого чудесного малыша.

Вероятно, для вас его отец - подонок, бросивший вас на последнем сроке беременности без копейки денег в кошельке, но для ребенка он - часть его самого. И ваши злобные и негативные комментарии он, скорее всего, подсознательно будет воспринимать в свой адрес.

3

Далее следует учесть, что успех в обучении зависит во многом от того, насколько согласованно будут действовать родители. В том случае, если мама что–либо запрещает, а папа это разрешает, должного эффекта ожидать не приходится. Запрет должен быть единым, исходить от всех членов семьи, в которой живет малыш.

Объяснять факт смерти для зрительного ребенка – процедура щепетильная, требующая предварительной подготовки для ребенка. Эмоциональное восприятие ребенка должно быть достаточно развито, чтобы  он не получил сверхстресс.

Это достигается близкими отношениями с мамой. Эмоциональная связь с ней должна ежедневно подкрепляться доверительным общением, постоянным взаимодействием мамы и ребенка, чтобы ежечасно он знал, понимал, чувствовал, что его любят, что мама рядом и готова разделять все его чувства и переживания.

Особый вопрос - стоит ли ребёнку навещать умирающего. Это зависит от ситуации. Но, как правило, навещать того, кто играет в его жизни важную роль, полезно. Конечно, при условии, что оба, и ребёнок, и умирающий, хотят этого. Такие встречи помогут уменьшить таинственность смерти.

 Как сказать ребёнку о смерти его близкого

Существуют разные мнения по поводу того, говорить ребёнку о смерти или нет. В нашей культуре долгие десятилетия было принято молчать, «беречь» ребёнка от лишних переживаний. Кроме того, многие родители считают, что ребёнок ещё «ничего не понимает». На сознательном уровне малыш действительно может не до конца осознавать, что произошло. Однако у ребёнка очень хорошо развита эмоциональная чувствительность, он легко улавливает мимику, жесты окружающих. Недосказанность, тайна вызывает ещё больше опасений, тревоги. Ребенок чувствует, что от него что-то скрывают, и он перестает доверять взрослым. Кроме того, если факт смерти скрывают от более взрослого ребёнка, то он всеми правдами и неправдами будет пытаться добыть информацию. Легенды о долгой командировке, отсутствии телефона в стране рождает в голове ребёнка мысли, что отсутствующий родственник его больше не любит, он забыл его, раз не может найти способ повидаться.

Чуткость по отношению к людям с инвалидностью начинается с речи. При упоминании о человеке в первую очередь обращайте внимание на его личность, а уже потом на физический или иной недостаток. Лучше вместо «инвалид» или «калека» говорить «человек с физическим недостатком», а вместо «паралитик» или «эпилептик» — «человек с эпилепсией». Можно характеризовать человека как «слепого» или «глухого», но не следу­ет называть «увечным» или «дефективным».

Автор: Анна Боровикова, психолог

 Скрывая от малыша факт его ухода, Вы берете на себя право решать, как дальше развиваться их отношениям, а отношения продолжают развиваться и после смерти близкого человека (например, многие могут понять и простить близкого лишь после его ухода). Важно помнить, что дедушка был близким человеком не только для Вас, но и для Вашего ребенка.

«Ты очень любил папу, и я не смогу тебе его заменить, но я очень постараюсь оказывать тебе такую же поддержку, как это делал он.» «Ты всегда доверяла свои секреты только маме. Я не смогу заменить ее в этом. Но я очень хочу, чтобы ты знала, что можешь рассказать мне о любых своих трудностях и я помогу тебе. Ты не одна, мы вместе.»  

Автор: кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, детский психолог-консультант, семейный психотерапевт, Монтессори-педагог AMI диплом (Association Montessori International) 2,5–6+, руководитель Детского Монтессори-центра «Алиса» Могилева В.Н.

(голосов:0)
Похожие статьи:

MindGame.info: Статья - Когда старший ребенок ревнует к младшему. Детская ревность

Просмотров: 9837

«Ревнуя, мы обижаемся на отказ от нашей исключительности и востребованности.»

Дональд Вудс Винникотт, детский психиатр и психоаналитик

В каждой семье, где есть погодки – живёт и это чувство! Ревность старшего ребёнка как тень постоянно преследует Вашего первенца. Её не видно разве что, когда малыши спят. При этом ревность многолика. И её не сразу можно распознать.


Как жить, если твоя жена – истеричка. Пособие для мужчин

Как жить, если твоя жена – истеричка. Пособие для мужчин

Сколько честных, построенных на взаимной любви отношений разбилось о женские истерики. Всё хорошо в твоей бабе – красивая, умная, сексуальная, любит, но – сука! – истеричка.

Мы сразу должны сказать, что истерики, какие бывают у детей в возрасте от двух с половиной до трех лет, не имеют ничего общего с истерией, являющейся весьма тяжелым нервно-психическим расстройством. Детские истерики вообще не следует рассматривать как заболевание. Многие авторитетные медики и детские психо­логи утверждают: детские истерики - не что иное, как своего рода психическая разрядка; это способ избавиться от негативной энергии, нако­пившейся у ребенка. Другие специалисты считают, что истерики являются крайними проявлениями обиды, упрямства, являются наиболее сильными проявлениями протеста. И только некоторые авторы склонны видеть в детских истериках некие предвестники психических нарушений в будущем.


Кризис детей 3 х лет

Капризный, упрямый, непослушный...
Такую характеристику дают чаще всего детям, с которыми трудно стало справляться. Но ребенок не может
оставаться одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен.

Общая и нервно-психологическая реакция ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто бурными и резкими.


Проблемы воспитания приемного ребенка

В жизни бывают случаи, когда люди задумываются об усыновлении приемного ребенка. Это может быть следствием разных причин: альтруистичным желанием помочь ребенку, оставшемуся сиротой, невозможностью в силу каких-то причин родить собственного ребёнка, стремлением к многодетной семье при отсутствии здоровья для самостоятельного рождения множества детей. Но какой бы ни была настоящая причина усыновления, перед будущими родителями (или родителем) непременно встанет вопрос о том, насколько сложно будет воспитывать приемного ребенка, какие проблемы могут появиться в связи с усыновлением и как помочь приемному ребенку адаптироваться в новой семье?


Не кричите на ребенка – он будет вести себя лучше!

ПапаиМама /
Воспитание
(все статьи) /

Необходимость избавиться от негативных эмоций, внутренней усталости, стресса, которые может испытать каждый человек, живущий в напряженном ритме. Современный человек очень часто находится во власти отрицательных чувств: злости, усталости, агрессии, обиды. Накопление негативных факторов периодически требует выхода, и выход этот бывает так же неприятен, как и сами чувства: человек начинает повышать голос.


Комментарии к статье Чувства как объяснить ребенку:
Загрузка...
loading...


2015